detstvograd

Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматической категории, с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему: «Цветок Доброты»

 Этап: закрепление пройденного материала; практическое применение полученных умений и навыков.

Цель: формирование лексико-грамматической категории.

Программные задачи:

• Коррекционно-образовательные:

- формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;

- формирование правильного определения звуков, слогов в слове (ощущения положения органов артикуляции);

- формирование практического применения звуко-буквенного анализа слова «ландыш»;

- уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы».

• Коррекционно-развивающие:

- развитие умения составлять предложения по картинкам;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие силы выдыхаемой воздушной струи;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие общей моторики и координации движений.

• Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви, бережного отношения к природе (цветам);

- воспитание чувства заботы к окружающим.

Методы и приёмы:

- показ;

- объяснение;

- упражнение;

- игровое упражнение;

- дидактическая игра;

- художественное слово;

- словесное пояснение;

- игра малой подвижности

Оборудование:

Мультимедиа проектор, цветок Доброты, маски: ёж, белка, заяц, лиса, волк; букет цветов; карточки с буквами, квадраты синего, зелёного, красного цвета; фланелиграф; декор цветы на полянках.

Предварительная работа:

- разучивание игры для развития слухового внимания «Букет»;

- знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики;

- расширение знаний по лексической теме «Цветы».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети заходят в зал за логопедом, обращает внимание детей на гостей. Приветствуют гостей.

Сюрпризный момент: Заходит девочка и громко плачет, в руке держит стебелёк с листочками – лепестков нет.

Логопед: Девочка, а как тебя зовут?

Девочка: Меня зовут Маша!

Логопед: А почему ты так горько плачешь?

Девочка Маша: Я ходила через лес, Бабушке помочь, помогла ей по дому! Бабушка за хорошую помощь дала мне - цветок Доброты, и сказала идти домой! А я не послушалась, побежала играть по лесным полянкам и теперь видите, что?

Логопед: Что?

Девочка Маша: Видите - стебелек, листочки, да тычинка остались, а лепестков нет, что теперь делать (плачет), я так хотела его показать родителям, какая я молодец – Помощница!

Логопед: Машенька, ты подожди не плачь! Ребята, что же делать?

Ребята: надо помочь (ответы детей)

Логопед: Маша, мы тебе поможем. Мы все вместе найдём лепестки. Ты же помнишь, по каким полянкам бегала, играла?

Девочка Маша: Урааа! Конечно, помню. Я вас отведу!

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, прежде чем идти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу и расскажем Маше, как себя нужно вести в лесу.

Ребята: В лесу нельзя шуметь, кричать; трогать руками лесных зверей, пытаться кормить их; нельзя в лесу рвать цветы, ломать ветки, деревья, кусты; нельзя мусорить, костры жечь; трогать руками муравейники, гнёзда птиц; нельзя кушать ягоды и грибы, только со взрослыми; и самое главное, нельзя уходить в лес без взрослых.

Логопед: Молодцы - всё правильно. Маша, ты теперь запомнила, как себя нужно вести в лесу?

Девочка Маша: Да!

Логопед: Маша, веди нас с ребятами, по лесным полянкам – будем искать твои лепестки!

(под музыку «Утренний лес») идут к первой лесной полянке

(на полянке ёж)

Лесная полянка № 1

Девочка Маша: Сначала я играла здесь.

Логопед с ребятами: Здравствуй, ёж!

Ёж: Здравствуйте!

Логопед: Ёж, скажи пожалуйста, ты не видел на полянке красивый лепесток?

Ёж: Видел, вот он, я его нашёл!

Логопед: Ёж, мы тебя просим - отдай нам, пожалуйста – этот лепесток, его потеряла девочка Маша.

Ёж: Хорошо, я лепесток отдам, но вы сначала выполните мои задания! Вот они!

(отдаёт задания на листке)

1. Слуховое внимание, фонематический слух.

Логопед: Ребята, посмотрите на экран и скажите, что это на картинках?

Ребята: Это цветы!

Логопед: Нам нужно назвать каждый цветок и определить первый и последний звук в слове. Если мы правильно ответим, появится веселый смайлик, а если мы неправильно ответим появится грустный смайлик. Начнём?

Ребята: Да! (ответы детей)

Слайд № 1 – Незабудка; первый звук [Н'], последний звук [А]

Слайд № 2 – Хохлатка; первый звук [Х], последний звук [А]

Слайд № 3 – Колокольчик; первый звук [К], последний звук [К]

Слайд № 4 – Ландыш; первый звук [Л], последний звук [Ш]

Слайд № 5 – Ветреница; первый звук [В], последний звук [А]

Логопед: Молодцы! Ребята, а скажите, к какому виду относятся эти цветы?

Ребята: К лесному!

Логопед: Значит, они какие?

Ребята: Лесные!

Логопед: Видишь, ёж, мы всё выполнили правильно.

Ёж: Вот, Маша, держи и больше не теряй!

Девочка Маша: Спасибо.

Все: До свидания, ёж!

Логопед: Маша, веди нас дальше!

(под музыку «Утренний лес») идут ко второй лесной полянке

(на полянке белка)

Лесная полянка № 2

Все: Здравствуй, белка!

Белка: Здравствуйте!

Логопед: Белка, скажи пожалуйста, ты не видела здесь на полянке лепесток? Мы его ищем.

Белка: А вот он!

Логопед: А ты нам его отдашь? Вот - девочка Маша, потеряла его. А мы знаем волшебное слово «Пожалуйста».

Белка: Просто так не отдам, сначала выполните мои задания! Вот они!

(отдаёт задания на листке)

2. Слуховое внимание фонематический слух.

Логопед: Ребята, посмотрите на экран и скажите, что вы видите на картинках?

Ребята: Цветы!

Логопед: Нам нужно назвать каждый цветок и определить сколько слогов в слове. Если мы правильно ответим, появится веселый смайлик, а если мы неправильно ответим, появится грустный смайлик. Начнём?

Ребята: Да! (ответы детей)

Слайд № 1 – Василёк, в слове Василёк 3 слога;

Слайд № 2 – Клевер, в слове Клевер 2 слога;

Слайд № 3 – Лютик, в слове Лютик 2 слога;

Слайд № 4 – Одуванчик, в слове Одуванчик 4 слога

Слайд № 5 – Ромашка, в слове Ромашка 3 слога.

Логопед: Молодцы! Ребята, а скажите к какому виду относятся эти цветы?

Ребята: К луговому!

Логопед: Значит, они какие?

Ребята: Луговые!

Логопед: Белка, мы всё выполнили, отдай нам пожалуйста, лепесток.

Белка: Вот, Маша, держи и больше не теряй!

Девочка Маша: Спасибо.

Все: До свидания, белка!

Логопед: Маша, показывай, куда идти нам дальше!

 (под музыку «Утренний лес») идут к третьей лесной полянке

(на полянке заяц)

Лесная полянка № 3

Все: Здравствуй, заяц!

Заяц: Здравствуйте!

Логопед: Скажи – ка, заяц, ты не видел здесь на полянке красивый лепесток?

Заяц: Видел! Вот он!

Логопед: Заяц, отдай нам, пожалуйста, лепесток, он девочки Маши, она его потеряла.

Заяц: Отдам, но сначала выполните мои задания!

(отдаёт задания на листке)

Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Скажите. Что это?

Ребята: Это картинки.

Логопед: Нам нужно с вами составить предложения по картинкам. Если мы правильно ответим, появится веселый смайлик, а если мы неправильно ответим, появится грустный смайлик. Начнём?

Ребята: Да!

Логопед: Кто составил предложения? (ответы детей)

Слайд № 1 – Пришла весна;

Слайд № 2 – Солнце греет сильнее;

Слайд № 3 – Цветы распустились в лесу;

Слайд № 4 – дети рады весне и цветам.

Заяц: Какие вы молодцы! Маша, держи свой лепесток и больше не теряй!

Девочка Маша: Спасибо!

Все: До свидания!

Логопед: Маша, пошли на следующую полянку.

Девочка Маша: Нам в эту сторону идти!

(под музыку «Утренний лес») идут к четвёртой лесной полянке

(на полянке лиса)

Лесная полянка № 4

Все: Здравствуй, лиса!

Лиса: Здравствуйте!

Логопед: Лиса, скажи, пожалуйста, ты не видела здесь на полянке лепесток?

Лиса: Вот этот что - ли?

Логопед: Да, этот! Его девочка Маша потеряла!

Лиса: Я отдам его, если вы меня развеселите!

Логопед: Хорошо. Мы умеем это делать! Держи, лиса, букетик. Ребята становитесь в круг:

3. Физминутка.

Ходим, ходим по лужку, Дети двигаются по кругу,

Собираем по цветку. в центре ребенок с букетом.

Красный, белый, синий цвет

Замечательный букет!

Кто же, кто же, кто готов

Получить букет цветов?

И не ты, и не ты –

Вот кому мои цветы! Букет между двумя детьми, бегут под музыку в разные стороны по кругу,

кто первый возьмёт, тому и букет.

 

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Лиса, а мы ещё знаем упражнения для языка, чтобы хорошо разговаривать. Хочешь - покажем?

Лиса: Конечно, хочу!

Логопед: Упражнения под счёт от 1 до 5 начинай: «Часики», «Маятник», «Маляр»

5. Упражнения на выдыхания воздушной струи.

Лиса: Ух ты, теперь и я так буду делать.

Логопед: Лиса, а букетик оставь себе!

Лиса: Хорошо, он так пахнет!

Логопед: Ребята, а давайте понюхаем цветы. Носиком понюхаем, а через ротик выдохнем и скажем «Ах, как пахнет букет».

Лиса: Вы меня развеселили. Возьми лепесток и не теряй больше.

Девочка Маша: Спасибо!

Все: До свидания!

Логопед: Маша, веди нас на следующую полянку!

(под музыку «Утренний лес») идут к пятой лесной полянке

(на полянке волк)

Лесная полянка № 5

Все: Здравствуй, волк!

Волк: Здравствуйте!

Логопед: Скажи – ка, волк, ты не видел здесь на полянке лепесток?

Волк: Видел! Вот он!

Логопед: Волк, его девочка Маша потеряла. Отдай нам его, пожалуйста!

Волк: Хорошо отдам, но вы сначала выполните мои задания!

(отдаёт задания на листке)

Логопед: Ребята, нам нужно отгадать загадку! Слушайте:

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят…(Ландыш)

Логопед: Давайте посмотрим на экран, правильно угадали или нет? (слайд № 1) Правильно. Молодцы. Ребята, теперь посмотрите на фланелиграфе карточки с буквами лежат. Возьмите их и составьте слово «Ландыш». Прочитайте его! А теперь посмотрите на экран и сравните слова! (слайд № 2) Как вы думаете, они одинаковые! Прочитайте! Молодцы! Нам нужно это слово разобрать:

1) Произнесите слово (ландыш) (слайд № 3)

2) Определите количество слогов (2 слога) (слайд № 4)

3) Определите ударный слог (первый ударный слог) (слайд № 5)

4) Произнесите каждый звук в слове по порядку (охарактеризуйте):

Слайд № 6 - ЭЛ - [Л] – согласный, звонкий, твёрдый, непарный, сонорный;

Слайд № 7 - А- [А] – гласный, ударный;

Слайд № 8 - ЭН - ] – согласный, звонкий, твёрдый, непарный, сонорный;

Слайд № 9 - ДЭ - [Д] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;

Слайд № 10 - Ы - [Ы] – гласный, безударный;

Слайд № 11 - ША - [Ш] – согласный, глухой, твёрдый, парный, шипящий.

Слайд № 12 - Вывод: в слове «Ландыш» 6 букв, 6 звуков.

Логопед: Волк, посмотри, мы всё правильно сделали?

Волк: Какие вы молодцы! Маша, возьми лепесток и не теряй больше!

Девочка Маша: Спасибо!

Все: До свидания!

III. Заключительная часть.

Девочка Маша: Ура! Посмотрите, все лепестки на месте. Спасибо вам большое, Вы такие добрые! Это цветок Доброты! Скажите ему по одному доброму слову: (ответы детей): хороший, красивый, прекрасный, разноцветный, яркий. А теперь закройте глаза. Открывайте. Посмотрите – это вам от цветка Доброты! Подарите их своим родителям, гостям. Пусть у вас у всех в доме будет ДОБРО. А мне пора, до свидания!

Анализ занятия:

Логопед: Ребята, вам понравилось? (ответы детей). Что мы сегодня делали? (ответы детей). Вы очень добрые ребята. Подарите цветы Добра родителям и нашим гостям. Спасибо! До свидания!

 

 

30 октября 2017 в 15:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.