detstvograd
Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматической категории, с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему: «Цветок Доброты»Этап: закрепление пройденного материала; практическое применение полученных умений и навыков. Цель: формирование лексико-грамматической категории. Программные задачи: • Коррекционно-образовательные: - формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью; - формирование правильного определения звуков, слогов в слове (ощущения положения органов артикуляции); - формирование практического применения звуко-буквенного анализа слова «ландыш»; - уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы». • Коррекционно-развивающие: - развитие умения составлять предложения по картинкам; - развитие грамматического строя речи; - развитие силы выдыхаемой воздушной струи; - развитие фонематического слуха и восприятия; - развитие общей моторики и координации движений. • Коррекционно-воспитательные: - воспитание любви, бережного отношения к природе (цветам); - воспитание чувства заботы к окружающим. Методы и приёмы: - показ; - объяснение; - упражнение; - игровое упражнение; - дидактическая игра; - художественное слово; - словесное пояснение; - игра малой подвижности Оборудование: Мультимедиа проектор, цветок Доброты, маски: ёж, белка, заяц, лиса, волк; букет цветов; карточки с буквами, квадраты синего, зелёного, красного цвета; фланелиграф; декор цветы на полянках. Предварительная работа: - разучивание игры для развития слухового внимания «Букет»; - знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики; - расширение знаний по лексической теме «Цветы». Ход занятия: I. Организационный момент. Дети заходят в зал за логопедом, обращает внимание детей на гостей. Приветствуют гостей. Сюрпризный момент: Заходит девочка и громко плачет, в руке держит стебелёк с листочками – лепестков нет. Логопед: Девочка, а как тебя зовут? Девочка: Меня зовут Маша! Логопед: А почему ты так горько плачешь? Девочка Маша: Я ходила через лес, Бабушке помочь, помогла ей по дому! Бабушка за хорошую помощь дала мне - цветок Доброты, и сказала идти домой! А я не послушалась, побежала играть по лесным полянкам и теперь видите, что? Логопед: Что? Девочка Маша: Видите - стебелек, листочки, да тычинка остались, а лепестков нет, что теперь делать (плачет), я так хотела его показать родителям, какая я молодец – Помощница! Логопед: Машенька, ты подожди не плачь! Ребята, что же делать? Ребята: надо помочь (ответы детей) Логопед: Маша, мы тебе поможем. Мы все вместе найдём лепестки. Ты же помнишь, по каким полянкам бегала, играла? Девочка Маша: Урааа! Конечно, помню. Я вас отведу! II. Основная часть. Логопед: Ребята, прежде чем идти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу и расскажем Маше, как себя нужно вести в лесу. Ребята: В лесу нельзя шуметь, кричать; трогать руками лесных зверей, пытаться кормить их; нельзя в лесу рвать цветы, ломать ветки, деревья, кусты; нельзя мусорить, костры жечь; трогать руками муравейники, гнёзда птиц; нельзя кушать ягоды и грибы, только со взрослыми; и самое главное, нельзя уходить в лес без взрослых. Логопед: Молодцы - всё правильно. Маша, ты теперь запомнила, как себя нужно вести в лесу? Девочка Маша: Да! Логопед: Маша, веди нас с ребятами, по лесным полянкам – будем искать твои лепестки! (под музыку «Утренний лес») идут к первой лесной полянке (на полянке ёж) Лесная полянка № 1 Девочка Маша: Сначала я играла здесь. Логопед с ребятами: Здравствуй, ёж! Ёж: Здравствуйте! Логопед: Ёж, скажи пожалуйста, ты не видел на полянке красивый лепесток? Ёж: Видел, вот он, я его нашёл! Логопед: Ёж, мы тебя просим - отдай нам, пожалуйста – этот лепесток, его потеряла девочка Маша. Ёж: Хорошо, я лепесток отдам, но вы сначала выполните мои задания! Вот они! (отдаёт задания на листке) 1. Слуховое внимание, фонематический слух. Логопед: Ребята, посмотрите на экран и скажите, что это на картинках? Ребята: Это цветы! Логопед: Нам нужно назвать каждый цветок и определить первый и последний звук в слове. Если мы правильно ответим, появится веселый смайлик, а если мы неправильно ответим появится грустный смайлик. Начнём? Ребята: Да! (ответы детей) Слайд № 1 – Незабудка; первый звук [Н'], последний звук [А] Слайд № 2 – Хохлатка; первый звук [Х], последний звук [А] Слайд № 3 – Колокольчик; первый звук [К], последний звук [К] Слайд № 4 – Ландыш; первый звук [Л], последний звук [Ш] Слайд № 5 – Ветреница; первый звук [В], последний звук [А] Логопед: Молодцы! Ребята, а скажите, к какому виду относятся эти цветы? Ребята: К лесному! Логопед: Значит, они какие? Ребята: Лесные! Логопед: Видишь, ёж, мы всё выполнили правильно. Ёж: Вот, Маша, держи и больше не теряй! Девочка Маша: Спасибо. Все: До свидания, ёж! Логопед: Маша, веди нас дальше! (под музыку «Утренний лес») идут ко второй лесной полянке (на полянке белка) Лесная полянка № 2 Все: Здравствуй, белка! Белка: Здравствуйте! Логопед: Белка, скажи пожалуйста, ты не видела здесь на полянке лепесток? Мы его ищем. Белка: А вот он! Логопед: А ты нам его отдашь? Вот - девочка Маша, потеряла его. А мы знаем волшебное слово «Пожалуйста». Белка: Просто так не отдам, сначала выполните мои задания! Вот они! (отдаёт задания на листке) 2. Слуховое внимание фонематический слух. Логопед: Ребята, посмотрите на экран и скажите, что вы видите на картинках? Ребята: Цветы! Логопед: Нам нужно назвать каждый цветок и определить сколько слогов в слове. Если мы правильно ответим, появится веселый смайлик, а если мы неправильно ответим, появится грустный смайлик. Начнём? Ребята: Да! (ответы детей) Слайд № 1 – Василёк, в слове Василёк 3 слога; Слайд № 2 – Клевер, в слове Клевер 2 слога; Слайд № 3 – Лютик, в слове Лютик 2 слога; Слайд № 4 – Одуванчик, в слове Одуванчик 4 слога Слайд № 5 – Ромашка, в слове Ромашка 3 слога. Логопед: Молодцы! Ребята, а скажите к какому виду относятся эти цветы? Ребята: К луговому! Логопед: Значит, они какие? Ребята: Луговые! Логопед: Белка, мы всё выполнили, отдай нам пожалуйста, лепесток. Белка: Вот, Маша, держи и больше не теряй! Девочка Маша: Спасибо. Все: До свидания, белка! Логопед: Маша, показывай, куда идти нам дальше! (под музыку «Утренний лес») идут к третьей лесной полянке (на полянке заяц) Лесная полянка № 3 Все: Здравствуй, заяц! Заяц: Здравствуйте! Логопед: Скажи – ка, заяц, ты не видел здесь на полянке красивый лепесток? Заяц: Видел! Вот он! Логопед: Заяц, отдай нам, пожалуйста, лепесток, он девочки Маши, она его потеряла. Заяц: Отдам, но сначала выполните мои задания! (отдаёт задания на листке) Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Скажите. Что это? Ребята: Это картинки. Логопед: Нам нужно с вами составить предложения по картинкам. Если мы правильно ответим, появится веселый смайлик, а если мы неправильно ответим, появится грустный смайлик. Начнём? Ребята: Да! Логопед: Кто составил предложения? (ответы детей) Слайд № 1 – Пришла весна; Слайд № 2 – Солнце греет сильнее; Слайд № 3 – Цветы распустились в лесу; Слайд № 4 – дети рады весне и цветам. Заяц: Какие вы молодцы! Маша, держи свой лепесток и больше не теряй! Девочка Маша: Спасибо! Все: До свидания! Логопед: Маша, пошли на следующую полянку. Девочка Маша: Нам в эту сторону идти! (под музыку «Утренний лес») идут к четвёртой лесной полянке (на полянке лиса) Лесная полянка № 4 Все: Здравствуй, лиса! Лиса: Здравствуйте! Логопед: Лиса, скажи, пожалуйста, ты не видела здесь на полянке лепесток? Лиса: Вот этот что - ли? Логопед: Да, этот! Его девочка Маша потеряла! Лиса: Я отдам его, если вы меня развеселите! Логопед: Хорошо. Мы умеем это делать! Держи, лиса, букетик. Ребята становитесь в круг: 3. Физминутка. Ходим, ходим по лужку, Дети двигаются по кругу, Собираем по цветку. в центре ребенок с букетом. Красный, белый, синий цвет Замечательный букет! Кто же, кто же, кто готов Получить букет цветов? И не ты, и не ты – Вот кому мои цветы! Букет между двумя детьми, бегут под музыку в разные стороны по кругу, кто первый возьмёт, тому и букет.
4. Артикуляционная гимнастика. Логопед: Лиса, а мы ещё знаем упражнения для языка, чтобы хорошо разговаривать. Хочешь - покажем? Лиса: Конечно, хочу! Логопед: Упражнения под счёт от 1 до 5 начинай: «Часики», «Маятник», «Маляр» 5. Упражнения на выдыхания воздушной струи. Лиса: Ух ты, теперь и я так буду делать. Логопед: Лиса, а букетик оставь себе! Лиса: Хорошо, он так пахнет! Логопед: Ребята, а давайте понюхаем цветы. Носиком понюхаем, а через ротик выдохнем и скажем «Ах, как пахнет букет». Лиса: Вы меня развеселили. Возьми лепесток и не теряй больше. Девочка Маша: Спасибо! Все: До свидания! Логопед: Маша, веди нас на следующую полянку! (под музыку «Утренний лес») идут к пятой лесной полянке (на полянке волк) Лесная полянка № 5 Все: Здравствуй, волк! Волк: Здравствуйте! Логопед: Скажи – ка, волк, ты не видел здесь на полянке лепесток? Волк: Видел! Вот он! Логопед: Волк, его девочка Маша потеряла. Отдай нам его, пожалуйста! Волк: Хорошо отдам, но вы сначала выполните мои задания! (отдаёт задания на листке) Логопед: Ребята, нам нужно отгадать загадку! Слушайте: Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят…(Ландыш) Логопед: Давайте посмотрим на экран, правильно угадали или нет? (слайд № 1) Правильно. Молодцы. Ребята, теперь посмотрите на фланелиграфе карточки с буквами лежат. Возьмите их и составьте слово «Ландыш». Прочитайте его! А теперь посмотрите на экран и сравните слова! (слайд № 2) Как вы думаете, они одинаковые! Прочитайте! Молодцы! Нам нужно это слово разобрать: 1) Произнесите слово (ландыш) (слайд № 3) 2) Определите количество слогов (2 слога) (слайд № 4) 3) Определите ударный слог (первый ударный слог) (слайд № 5) 4) Произнесите каждый звук в слове по порядку (охарактеризуйте): Слайд № 6 - ЭЛ - [Л] – согласный, звонкий, твёрдый, непарный, сонорный; Слайд № 7 - А- [А] – гласный, ударный; Слайд № 8 - ЭН - [Н] – согласный, звонкий, твёрдый, непарный, сонорный; Слайд № 9 - ДЭ - [Д] – согласный, звонкий, твёрдый, парный; Слайд № 10 - Ы - [Ы] – гласный, безударный; Слайд № 11 - ША - [Ш] – согласный, глухой, твёрдый, парный, шипящий. Слайд № 12 - Вывод: в слове «Ландыш» 6 букв, 6 звуков. Логопед: Волк, посмотри, мы всё правильно сделали? Волк: Какие вы молодцы! Маша, возьми лепесток и не теряй больше! Девочка Маша: Спасибо! Все: До свидания! III. Заключительная часть. Девочка Маша: Ура! Посмотрите, все лепестки на месте. Спасибо вам большое, Вы такие добрые! Это цветок Доброты! Скажите ему по одному доброму слову: (ответы детей): хороший, красивый, прекрасный, разноцветный, яркий. А теперь закройте глаза. Открывайте. Посмотрите – это вам от цветка Доброты! Подарите их своим родителям, гостям. Пусть у вас у всех в доме будет ДОБРО. А мне пора, до свидания! Анализ занятия: Логопед: Ребята, вам понравилось? (ответы детей). Что мы сегодня делали? (ответы детей). Вы очень добрые ребята. Подарите цветы Добра родителям и нашим гостям. Спасибо! До свидания!
30 октября 2017 в 15:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.